Дипломная работа на курсе Нетологии "UX-писатель"
Придумал идею приложения, провёл интервью и написал job stories, изучил конкурентов, заложил основы ToV, разработал основные экраны. По дороге несколько раз сменил траекторию и в конце всё равно понял, что нужно делать другой продукт)
Как всё начиналось
Для дипломного проекта я не стал брать дефолтные продукты, с которыми предлагали работать кураторы — приложения для доставки еды или медитаций. Я придумал своё приложение, которое поможет молодому человеку отрастить бороду. Я не понаслышке знаю, что для многих ребят это действительно проблема, и решил, что это ниша.
Про конкурентов
На этапе мониторинга конкурентов казалось, что их у моего продукта практически нет. Казалось, что и анализировать особенно некого. Нашлось приложение, созданное брендом Philips. Оно явно создано продвигать продукцию бренда, требовало синхронизации с бритвой или триммером и работало скверно.

А на этапе поиска голоса и тона продукта я понял, что искать прямых конкурентов не обязательно и нашёл собственное приложение сети барбершопов Borodach. Продукт сфокусирован на услугах сети, но решает отчасти те же задачи и имеет тот же функционал, что и моя задумка: магазин, тематический контент и запись в барбершоп.
Интервью и job stories
На начальном этапе я провёл несколько интервью. В качестве респондентов выступили мои произвольные знакомые, которые либо носят что-то на лице, либо пытались отращивать в прошлом. Мне удалось достать какие-то инсайты и сформулировать несколько job stories:
Когда я впервые пытаюсь отрастить что-то на лице — растёт плохо, и я даже не знаю, стоит ли продолжать, и что делать ➡ Я хочу чтобы у меня под рукой всегда была полезная инфа от тех, кто уже прошёл через это ➡ Чтобы я смог применять рабочие лайфхаки от знающих людей, а не собирать по интернетам однотипные тексты ни о чём
Когда я иду в барбершоп оформлять бороду, я просто заросший, и не знаю, как рассказать барберу, что нужно сделать ➡ Я хочу уметь объяснить мастеру, что мне нужно ➡ Чтобы он понял и сделал как надо, и я остался доволен
Когда растительность на роже уже есть, но она совершенно бесформенная, и я ещё не знаю, как она должна выглядеть ➡ Я хочу иметь инструмент, который поможет подобрать правильную форму с учётом особенностей моего лица ➡ Чтобы борода выглядела гармонично, органично, скрывала недостатки и подчёркивала преимущества.
Когда я решил, что мне нужны какие-то средства по уходу за бородой и затрудняюсь с выбором, а внятной инфы в описании нет ➡ Я хочу быстро и просто получить нужную инфу по продукции — что именно мне нужно, как этим пользоваться и как это поможет ➡ Чтобы я купил то, что нужно, не отыскивая инфу по разным местам. И чтобы я это правильно юзал, и это реально работало и давало нужный эффект
Когда я начал отращивать бороду, но до настоящей бороды ещё далеко и нужно перетерпеть какой-то период ➡ Я хочу сохранить мотивацию и стимул ➡ Чтобы не бросить на полпути и стойко переносить тех, кто ноет, что мне нужно перестать заниматься ерундой и побриться.
Tone of Voice
В случае приложения от корпорации Philips о голосе и тоне говорить не приходится вовсе. Уже на онбординге и главном экране становится ясно, что приложение хоть и условно «локализовано», но это машинный перевод, и человек там и рядом не постоял. Продукт разговаривает странными формулировками и предлагает фичи, сформулированные вообще не в мире клиента.

Второй продукт Borodach оказался значительно ближе к тому, чтобы называться конкурентом и явно говорил на человеческом, родном для себя и пользователей языке. Говорить про какой-то выразительный голос и тон приложения сложновато. Он звучит максимально нейтрально, впрочем неформально и умеренно серьёзно.

Кстати, по ходу поиска конкурентов я посмотрел, что происходит у барбершопов — их эстетика вполне может быть близка моему продукту. нашлось множество инста-акаунтов. Там всё грустно. Одни разговаривают как объявление ГБУ «Жилищник», другие сыплют штампами, третьи фамильярно хлопают пользователя по плечу и называют «бро» ☹
Те, кто из барбершопа идут сосать пивас и лузгать семки у «Продуктов 24» — не моя целевая аудитория. Я бы, наверно, ориентировался в большей степени на образованных ребят, «креативный класс». Полагаю, им не нравится фамильярное обращение, когда для этого нет особых оснований. Моё приложение не хлопает пользователя по плечу и не называет братишкой.
Моё приложение — хороший приятель, встретив которого, можно постоять и поболтать. А когда вы распрощались и разошлись — ты ещё полчаса улыбаешься сам себе.
А ещё моё приложение — это как хороший барбер.
Он чувствует границы и уважает тебя. Не просит денег взаймы. Он уверен в себе и неглуп. Может быть остроумным, но не считает себя стендапером и не утомляет тебя шутками. Он умеет слушать. Он не повышает голос без нужды — говорит спокойно и тогда, когда ты к нему обращаешься.
Мне кажется, именно такого приятеля не хватает в жизни нам всем. И если в реальности с ним не повезло — пускай таким приятелем побудет приложение.
Как все поменялось. А потом поменялось ещё раз.
На этапе этих первых интервью моя идея получила сильный удар под дых. вопрос отращивания бороды у респондентов как будто не очень стоял — то есть проблемы которую я собирался решать, на деле не существует. Растёт — хорошо, не растёт — ну и пошла она, будем бриться. Появилось сильное ощущение, что прилку я придумываю для одного пользователя — себя. Да ещё и себя в прошлом ????

Я решил отказаться от дневника (поскольку это для детей, у которых нет денег и семь пятниц на неделе) и сосредоточиться на действующих носителях бороды. Тогда я решил оставить маркетплейс, социальную функцию и контент. Я попытался поговорить ещё с парой респондентов, затем пересмотрел результаты первых интервью — и вновь словил ощущение, что это всё не нужно.

Снова стал думать, как спасти затею. Решил переформатировать продукт:
  • Расширить аудиторию от бородачей до вообще любых парней, кто ходит хоть куда-нибудь стричься/бриться/whatnot…
  • Сделать системообразующей фичу агрегатора барбершопов — с блекджеком, поиском по карте и возможностью оставить фидбек о месте/мастере.
Новое исследование
Чтобы понять, насколько нужно придуманное, я решил поисследовать механику и критерии выбора таких мест среди парней.

И составил опросник:
  1. В течение последнего года ты всегда ходил в один барбершоп или парикмахерскую?
  2. Если менял — почему?
  3. Как ты выбрал свой последний барбершоп или парикмахерскую?
  4. Писал ли ты в течение последнего года отзывы о барбершопах/парикмахерских и мастерах?
По результатам увидел очевидные тренды:
→ 70+ % ходят годами в одно и то же место.
→ 50 % тех, что меняли место, выбирали новое, исходя из простого территориального удобства.
→ 70+ % респондентов в течение последнего года не оставляли отзывов о мастерах или местах.
Экраны и тексты
В ходе работы над проектом появилось несколько экранов. По моей задумке приложение должно было быть максимально простым и интуитивно понятным, а также лаконичным в дизайне. Потому что мужики не танцуют.
Итог
Это был классный эксперимент, который позволил «пощупать» процесс и примерить идею к реальности. Промежуточный вывод, который можно сделать сейчас — приложение в задуманном виде, скорее всего, не нужно реальным пользователям. Это, как мы знаем, тоже хороший результат. Это значит, что мы не потратим массу ресурсов напрасно.

Как вариант развития — есть смысл искать свой сегмент аудитории, значительно более узкий. Скорее всего, это те парни, которые более щепетильно относятся к внешности, стилю — и у вот у них-то продукт может найти отклик.

Нужно думать, где искать этих потенциальных пользователей и вновь запускать цикл исследований — касдевить, выяснять, какие фичи им действительно нужны, как их реализовать… Но это уже другая история.
Вердикт куратора
Свидетельство об окончании обучения